По второму вопросу выступила Дегтерева А.Г.- методист управления образованием РУО.
Российская школа дает хороший набор теоретических знаний, но испытывает значительные трудности в деятельности. По результатам PISA (именно это международное исследование вызвало много дискуссий и инициатив по реформированию образования, то в 2006г.) :
• по естественно - научной грамотности уч-ся 15- летнего возраста Россия занимает 33-38 место из 57 стран- участниц;
• по математической грамотности 32-36 место;
• по грамотности чтения и ли читательской компетенции- 37- 40 место.
таким образом, по главным направлениям функциональной грамотности российские учащиеся значительно отстают от своих сверстников из большинства развитых стран.
Если ранее в стандартах нормировались и регулировались общие цели содержания учебных предметов (регулировался «вход»)
Нормирование содержания образования.
Чему учить ученика?
Организация учебного процесса.
Как учить ученика?
В новых стандартах планируется регулирование «выхода» системы
Определение результатов в виде компетенций
Для чего учиться ученику?
Организация учебного процесса
Как научить ученика учиться?
Результаты образования:
Приобретенные учениками компетенции
Необходимо отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность», компетенция- это то на что претендует учащийся, некий образец, а компетентность- то, чем он владеет.
Компетентностный подход в образовании.
Содержание понятия компетентность не только шире, чем просто ЗУНы, но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и опреционной (как делать?) составляющих в компетентность сегодня включают мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы.
Был представлен:
1. Примерный перечень ключевых компетенций Европы.
2. Ключевые компетенции отечественного образования (по А.В. Хуторскому)
Иерархия компетенций.
1) ключевые компетенции
2) общепредметные компетенции
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Общепредметное содержание:
- должно находить общее отражение для каждой возрастной ступени;
- конкретное воплощение в каждом учебном предмете в форме, тождественной его целям и содержанию. С помощью общепредметного содержания учебные предметы объединяются в единое, целостное содержание. Элементы общепредметного содержания определяют систематизирующую основу общего образования, как по вертикали отдельных ступеней обучения, так и на уровне горизонтальных межпредметных связей.