Основные приоритетные направления
развития образования района и роль проектной деятельности в их реализации.
Добрый день уважаемые
коллеги.
Среди традиций
прочно занявших свое место в системе образования - проведение августовского
расширенного педагогического Совета, который коллегиально обсуждает актуальные
проблемы решаемые муниципальной системой образования. Сегодня мы поговорим об участии
системы образования района в различного уровня проектах – от федерального,
краевого до районных, реализация которых позволила привлечь дополнительно к
бюджету системы образования 27,5 млн. р.
Система
образования района насчитывает 21 ОУ, являющихся самостоятельными юридическими
лицами, из них -7 средних, 6 основных школ, 4 учреждения начальная школа - детский
сад, 1 дошкольное образовательное учреждение, 3 учреждения дополнительного
образования. При всех основных и средних школах имеются структурные
подразделения -12 дошкольных образовательных учреждений. В образовательных
учреждениях района обучалось 1787 чел, в ДОУ воспитывалось 606 детей. Учебный
год закончили 1784 среднее образование получили -120 выпускников. Аттестаты о
среднем общем образовании получили 203 ученика, без троек - 44,2% выпускников
средних школ, (50 % в прошлом году) Аттестаты с отличием об основном общем образовании
получили 9 выпускников: Черновская школа-5, БСШ-3 Полозово - 1.Аттестаты без
троек об основном образовании получили-34,3%, что выше показателей за последние
3 года. В первый класс пойдет 200 чел. В системе дополнительного образования в
различных объединениях по интересам занято 1299 детей. В этом году значительно
снизилось количество медалистов золотые медали получили 2 выпускницы из БСШ и
ППСШ (в прошлом году - 5 выпускников), серебряные медали получили 6 выпускников
(1-ППСОШ, БСШ,-5), в (прошлом году - 9 выпускников).
Все мы
прекрасно понимаем, что за последние годы кардинально изменена политическая и правовая
система страны, основы ее экономики, что предъявляет новые и все более растущие
требования к общей культуре и профессиональной компетентности человека, к
новому типу функциональной грамотности, общей и профессиональной образованности,
фактически к новому качеству человеческого капитала. Основная цель модернизации
образования, заложенная в КПМО состоит в достижении нового качества образования,
качества, отвечающего новым социально-экономическим условиям. 8 февраля 2008
года на расширенном заседании госсовета «О стратегии развития России до 2020
года» В.В Путин назвал цели, которые должны быть достигнуты в каждом
образовательном учреждении к 2020 году. «Россия должна стать самой
привлекательной для жизни страной. Путь развития к 2020 году определен –это
инновации. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные
знания и технологии. Развитие человека- это и основная цель, и необходимое
условие прогресса современного общества: это и сегодня и в долгосрочной
перспективе наш абсолютный национальный приоритет» Так как у истоков развития
человека стоит его величество учитель, поэтому нам с вами в полном объеме
предстоит реализация поставленных задач.
Кардинальные
изменения коснулись и образования учреждения получили право на введение вариативного
образования, учителя, ученики и родители получили возможность выбора,
зародились и встали на ноги авторские школы, окрепло движение учителей новаторов,
появились новые образовательные технологии. Однако все эти обнадеживающие
явления коснулись не более 10 % школ и соответственно школьников. Образование,
которое должно строиться на основе требований и прогнозов будущего, наоборот
уже отстало от темпов изменения жизни в стране и в мире, оно до сих пор
транслирует готовые обобщенные знания, а не личные ценности, оно проверяет
память, а не способность мыслить, в нем по-прежнему господствует авторитаризм.
Все мы должны понимать, что основной результат образования это не система Знаний
Умений и Навыков, а набор заявленных ключевых компетенций в интеллектуальной,
общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах. Все вышеизложенное
убеждает в том, что конструктивной альтернативы глубокой реформе образования не
существует. КПМО призван помочь в решении этих и многих других проблем в
образовании, фактически имея своей сверхзадачей- выход на новую модель
Российской школы.
Проект
подразумевает развитие системы в 6 направлениях:
1.Новый подход к
системе оплаты труда. Суть новой системы оплаты труда - повышение качества
образовательной услуги. Главный принцип- учителю оплачивается час его работы с
каждым учеником (ученико - час) с учетом качества полученных в итоге знаний.
Оценка результата профессиональной деятельности учителя складывается из 2-х
частей ФОТ: базовой- гарантированной и стимулирующей. Управлением образования,
образовательными учреждениями проведена большая работа по внедрению данной
системы. В отличие от существующего «почасового» порядка вводимый механизм
нормирования и учета учительского труда предусматривает отнесение к оплате в
базовой части всех без исключения видов его деятельности, определенных
должностными обязанностями, в той же базовой части устанавливается зависимость
оплаты труда от числа обучаемых. В результате этих изменений мы надеемся, что учитель
будет избавлен от унизительной погони за нормой часов аудиторной нагрузки и
станет экономически и психологически заинтересован в использовании
инновационных педтехнологий. Кроме этого одним из эффектов, который может быть
достигнут при реализации проекта привлечение в школы молодых
высококвалифицированных специалистов, обладающих новыми технологиями и подходами
к образованию. ОСОТ принципиально отличается от ЕТС тем, что для всех за
единицу берется 12 разряд ЕТС, не учитывается стаж, то есть стартовые
возможности у молодого специалиста и педагога со стажем равны, одним словом хорошую
заработную плату получит не тот, у кого большой стаж и разряд а тот у кого
хороший результат. Дифференциация оплаты труда – это нормально, в настоящее
время все у кого есть результат и нет результата - получают одинаковую
зарплату, согласитесь это не правильно. Более подробно по ОСОТ расскажет Кожина
Е.А. начальник планово – экономического отдела РУО.
2.Следующее направление КПМО «Развитие сети общеобразовательных учреждений» цель - создание
необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества образования
в любой географической точке. Основная доля полученного Пермским краем
федерального гранта в размере 381 миллионов руб. пойдет на улучшение МТБ школ. Для
достижения высокого качества образования необходима современное оснащение
учебно - лабораторным оборудованием, качественная связь, доступный Интернет.
Нужно признать, что дать образование отвечающим современным требованиям, детям
в маленьких селах невозможно, так как оснастить школу медиацентрами, специализированными
кабинетами по предметам за короткий промежуток времени не представляется
возможным из-за их высокой стоимости, поэтому развитие сети базовых и
филиальных школ может стать решением проблемы. Данные школы будут оборудованы
всем необходимым для осуществления качественного образовательного процесса,
например для оснащения такой школы, необходимо как минимум -3 миллиона руб. В
настоящее время сеть учреждений сохранена. И все усилия по развитию МТБ
направлены на базовые ОУ муниципалитета.
3.Новая система
оценки качества образования – следующее направление проекта. Основные
тенденции - изменение понимания качества образования, более широкое понимание
образовательных достижений учащихся. Ориентация не только на уровень знаний по
отдельным предметам, но и на развитие способностей (познавательных,
коммуникативных) дающих ребенку возможность быть активным в информационном
пространстве и социальной жизни. Определение способов и форм оценки различных
учебных и внеучебных детских достижений (портфолио ученика), определение
способов оценки достижений учителя по достижениям детей (портфолио учителя).
4.Расширение
общественного участия в управлении образованием – еще одно из направлений
КПМО. Необходимо понимать, что образование-это услуга, которую школы
предоставляют за бюджетные деньги. От качества этой услуги напрямую зависит
социально-экономическое развитие всего общества. Встречи с родителями,
обсуждение с ними проблем образования свидетельствуют о том, что родителям
далеко не безразлична судьба наших школ, родители готовы по мере возможности
решать какую-то часть проблем совместно с администрациями и педколлективами
школ, но они не владеют достаточной информацией о жизни учреждений, не всегда
школа и родитель находят точки соприкосновения и понимания, школа в какой-то
степени дистанцируется от родителей, это совершенно не правильно, и Управляющие
Советы должны быть связующим звеном в налаживании деловых отношений между родителями
и школой. «Общественное измерение»- ключевой элемент проекта в оценке качества
образования, в оценке вклада учителей в реализацию образовательной программы
школы и, соответственно в стимулирование его работы. При всех ОУ созданы управляющие
Советы, председатели Советов проходят обучение по направлениям деятельности. Разработаны
нормативные документы, регламентирующие их работу. В дальнейшем управление образования
планирует проведение совещаний с руководителями советов по тому же принципу,
что и с руководителями ОУ. Надеемся на плодотворную совместную работу. Для
более доступной и широкой информации о деятельности ОУ, в целом о состоянии дел
в системе образования создается сайт управления образования, школы создают свои
сайты. Это еще один шаг внедрения современных технологий в систему управления
образовательными учреждениями района. В настоящий момент сайты имеются у 35–ти
% ОУ. До конца 2008 года - план 100%.
5.Введение
нормативно - подушевого финансирования – направление в основе которого -
обеспечение связи финансового бюджетного обеспечения с качеством
предоставленной образовательной услуги. Задачи по реализации направления: Обозначить
количество бюджетных средств, которое должно быть доведено до учащегося, т.к.
этими средствами будет оплачена стандартная образовательная программа. Только в
этом случае норматив определенной стоимости обеспечит равенство доступа к
бюджетной услуге и эффективность расходования бюджетных средств. Имея величину
норматива, директор может заранее рассчитать величину бюджета своей школы и
сформировать под бюджет штатное расписание. Гарантии бюджетного обеспечения
образовательного процесса и возможность бюджетного планирования развития ОУ.
Уважаемые
коллеги, вы наверное обратили внимание на то, что каждое направление преследует
одну и ту же цель - улучшение качества образования. Нужного эффекта от проекта
не будет, если хотя бы одно из направлений не реализуется, суть в реальной
комплексности подхода.
И еще один, по
сути, основной элемент КПМО – сами учащиеся. Насколько серьезна и ответственна роль
педагога каждой школы в достижении результатов проекта можно определить по
словам разработчика и куратора проекта – ректора Института проблем
образовательной политики «Эврика» Александра Адамского: «Систему образования
нельзя остановить, реконструировать и запустить вновь Поэтому введение новых
экспериментальных подходов в образовании фактически происходит «в поле», и как
саперам педагогам нельзя ошибиться. Способность школьника самоопределяться и
уметь понять, в каком месте самореализация будет более максимальной - воспитывается
в школе. Если мы это воспитали, то человек конвертирует уровень своего
образования в благополучие. Моя личная успешность- это успешность страны. Если
мы формируем у ребенка способность понимать, где его умения лучше пригодятся,
это и будет ключевой результат образования. Если выпускник не знает куда ему со
своими знаниями податься, это его трагедия. Не нужно спрашивать ребенка: хорошо
ли тебе, доволен ли ты? Нужно создать условия для проявления его детских
достижений и способностей, и эти его достижения сделать ключевыми в оценке его
образования. Дать ребенку возможность в очень разных направлениях себя
проявлять и таким образом получать образование. Система образования пока мало
готова к этому». С этим трудно не согласиться.
Приоритетный
национальный проект «Образование» - одна из составляющих комплексного проекта
модернизации образования. Активно включились в реализацию и одержали
заслуженную победу в ПНП «Образование» в номинации «ОУ, внедряющие инновационные
образовательные программы» Тойкинская и Большесосновская средние школы получили
по 1 миллиону рублей и Н - Лыпская основная общеобразовательная школа- 100
тыс.руб. В качестве поощрения, в рамках софинансирования за победу в конкурсе,
БСШ получат компьютерный класс, Тойкинская школа- спортивный инвентарь,
Н-Лыпская- оргтехнику. Учитель ОБЖ Большесосновской средней школы Шлыков
Николай Анатольевич в номинации «Лучший учитель России» получил денежное
вознаграждение в размере 100 тыс.руб. Учителя истории Большесосновской и
Черновской средних школ Чернышева Ольга Владимировна и Васева Татьяна Васильевна
включены в краевой список «Лучший учитель России» на денежное поощрение из
средств регионального бюджета. Нужно сказать, что победителю - стотысячнику
планируется выделение 10% от суммы на оборудование рабочего места учителя.
Васева Татьяна Васильевна и Некрасова Татьяна Анатольевна достойно представили
Большесосновский район в областном конкурсе «Учитель года 2008». Мы очень рады
за вас и гордимся вами, огромное вам спасибо за самоотверженный труд на
благородной ниве просвещения и низкий поклон. Необходимо чтоб каждое ОУ
работало в режиме развития, реализовывало инновационные программы, и как можно
больше учреждений и педагогов принимало участие в конкурсах и грантах, для
этого в ОУ есть все необходимые условия.
В 2008 году по
соглашению о взаимодействии по реализации проекта между администацией района и
министерством образования выделено для поощрения педагогов- победителей конкурса
ПНПО - 30 тыс. руб. В рамках данного проекта ежемесячно, с января 2006 года,
педагоги получают денежное вознаграждение за классное руководство. В 2006 году
сумма выплат составила -1997,6 тыс. руб, в 2007 году- 1900,9 тыс. руб. Предусмотрены
вознаграждения педагогическим работникам, выполняющим функции классного
руководителя в объеме 200 тыс.руб. В рамках реализации ПНПО в ОУ за счет
краевого бюджета поставлено учебно-лабораторное оборудование: 2 кабинета
биологии на сумму 957,6 тыс. руб, 2 кабинета физики на сумму 1024000 руб, 8
интерактивных аппаратно-программных комплекса на сумму -516 тыс. руб 2
мобильных компьютерных класса на сумму 979,5 тыс. руб.
Работа по приведению ОУ в
соответствие с требованиями надзорных органов началась с 2006 года, благодаря
участию в региональном проекте «Новая школа» почти каждое ОУ ощутило это на
себе. На реализацию проекта в 2008 году на сегодняшний день из местного бюджета
получено 1,8 млн. руб, краевого- 5,5 млн. руб. На эти средства проводиться
замена электропроводки в 5-ти ОУ, замена системы канализации в 1 учреждении,
замена полового покрытия и другие виды ремонтных работ........