Вторник, 16.04.2024, 14:23
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [6]
Форма входа
Поиск
полезные ссылки
Статистика
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Перспективный план работы наб методической темой "Развитие коммуникативной компетентности"
Коммуникативная компетентность
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации (СДСС) среднего образования для Европы определил те основные, ключевые компетентности, которые в результате образования должны освоить молодые европейцы. Соответственно и цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Три категории компетенций, являющихся ключевыми:
1.действовать автономно: развивать и реализовывать чувство собственного «я»; делать выбор и действовать в контексте более широкой панорамы ;быть ориентированным на будущее; осознавать особенности среды, понимать, как можно встраиваться, выполнять обязанности и осуществлять свои права; определять и реализовывать жизненный план, планировать и реализовывать личные проекты.
2.Использовать средства в интерактивном режиме: использовать средства как инструменты для активного диалога; осознавать и реагировать на возможности новых средств: быть способным использовать язык, текст, символы, информацию, знания и технологию в интерактивном режиме для достижения целей.
3.Функционировать в социально-неоднородных группах: быть способным взаимодействовать эффективно с другими людьми, имеющими разны жизненный опыт, признавать особенности, являющиеся следствием социальной принадлежности индивидов; создавать социальный капитал; уметь устанавливать хорошие отношения с другими, кооперироваться, управлять и разрешать конфликты.
Итак,одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.(3док
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Особенность «человеческой» коммуникации – когда информация не только передается, но и «формируется, уточняется, развивается». Речь идет о взаимодействие двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S –S), или «субъект-субъектное отношение». Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов.
Для эффективной коммуникации характерно:
1) Достижение взаимопонимания партнеров;
2) Лучшее понимание ситуации и предмета общения;
Процесс достижения большей определенности в понимании ситуации, способствующий разрешению проблем, обеспечивающий достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов принято называть коммуникативной компетентностью.
В литературе встречаются различные определения этого понятия, так
Петровская Л. А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навы¬ков и умений, необходимых для эффективного общения
Емельянов Ю.Я. рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения, а также выделяет меру коммуникативной компетентности — степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других.
Столяренко Л.Д. рассматривает понятие коммуникативной компетентности как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Если вычленить из определения компетентности то, что, скорее всего, относится к компетенции (силу и власть), то составляющими компетентности Сидоренко Е.В. выделяет – способность + умение + знание, достаточные и адекватные, тому, что нужно делать.
Тогда для коммуникативной компетентности схема примет вид:
Коммуникативная компетентность равна коммуникативная способность + коммуникативное знание + коммуникативное умение, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.
Коммуникативную способность можно трактовать двояко: как природную одаренность человека в общении и как коммуникативную производительность.
Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, зако¬номерности развития, какие существуют коммуни¬кативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения.
К источникам приобретения коммуникативной компетентности исследователи Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко, Г.Х. Бакирова, Ю.Я Емельянов и др. относят опыт, искусство, общую эрудицию и специальные научные методы. С точки зрения автора статьи наиболее эффективными методами обучения является тренинг и деловые игры, с помощью которых можно развивать общие коммуникативные навыки и получить специфические управленческие умения. Преимущества этих методов заключается в:
• сохранение большого объема информации
• возможность экспериментирования
• получение практических навыков
• возможность личностного роста
Существуют и другие подходы к тому, что включать в коммуникативную компетенцию. Д. Хаймз объединял этим понятием следующие компетенции:
• лингвистическую (правила языка);
• социально-лингвистическую (правила диалектной речи);
• дискурсивную (правила построения смыслового высказывания);
• стратегическую (правила поддержания контакта с собеседником).
Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции принадлежит Л. Бахману. Он использует термин "коммуникативное языковое умение" и включает следующие ключевые компетенции:
• языковую /лингвистическую/ (осуществление высказываний на родном/иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы);
• дискурсную (связанность, логичность, организация);
• прагматическую(умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом);
• разговорную (на основе лингвистической и прагматической компетенций, уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм);
• социально-лингвистическую (умение выбирать языковые формы, ":знать когда говорить, когда нет, с кем; когда, где и в какой манере" Д. Хаймз. )
• стратегическую (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения);
• речемыслительную (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыслительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования).

Итак, успешное применение компетентностного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.

Показатели компетенций учащихся

Коммуникативные компетенции:
• Знание о средствах, способах, закономерностях общения.
• Владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в реальной жизненной ситуации.
• Знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития.
• Прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в общении со сверстниками.
• Саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.
• Овладение информационно-коммуникационными средствами и технологиями обучения.

Навыки Ф.и.ученика 1 Ф.и.ученика2 Ф.и.ученика3 Ф.и.ученика4
Выделение и формулирование главной мысли А - устойчивое владение навыком Б -навык сформирован С - навык сформирован частично Д - навык практически не сформирован
Составление простого плана
Сравнение фактов, явлений, событий одного порядка
Формулирование определений по существенным признакам
Высказывание собственных суждений, их аргументация
Обобщение информации

Коммуникативная компетентность учителя
Известно, что коммуникация в профессиональной деятельности выполняет три основные функции:
- коммуникативную, включающую обмен информацией;
- интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;
- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.
Мы считаем, что критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:
• умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
• умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
• умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему, постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в общении.
• умение педагога быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения:
- правильно планировать и осуществлять систему коммуникации, в частности ее важнейшее звено – речевое воздействие;
- быстро и точно находить адекватное содержание акта общения, коммуникативные средства, соответствующие одновременно и творческой индивидуальности педагога, и ситуации общения, а также индивидуальным особенностям учащихся;
-
КК учащихся
Компоненты КК уч Мотивационно-ценностный компонент Операциональный компонент Когнитивный компонент

Содержат. характер-ки КК уч


Функции КК Контактная Смыслопорождающая Регулятивная Рефлексивная Информационная Интерактивная


Методическая тема
« Формирование коммуникативной компетентности учащихся на основе применения различных педагогических технологий»
Цели:
1.Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей ,их эрудиции, компетентности в области методики преподавания различных наук.
2. Формирование и развитие коммуникативной компетентности учеников,т.е. готовности ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Задачи:
1.Формирование индивидуальных методических систем отдельных педагогов.
Овладение теоретическими знаниями, освоение новых форм и методов обучения, использование новых технологий,(позволяющих как получить определенный образовательный результат, так и измерить степень его достижения), как условие реализации целей развития личности учащихся, ключевых компетенций( в частности , речевой), совершенствование учебно-воспитательного процесса.
2.Овладение общеучебными навыками и умениями, способами познавательной деятельности, обеспечивающими ученику успешное изучение любого предмета.
3.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.
4.Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
5.Выработать у учителей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании.
6.Развить педагогическую технику, т.е. организаторские, коммуникативные умения,социально-личностные компетенции, как:
- знание и понимание профессиональных этических норм;
- владение приемами профессионального общения;
- умение строить межличностные отношения и работать в группе;
- готовность к самостоятельной работе, умение управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность;
- умение использовать современные информационные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки полученной информации;
7.Развивать коммуникативную компетентность учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Коммуникативная компетентность
Аспект 1ступень 2ступень 3ступень
Письменная
коммуникация -оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры
-излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом -оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры
-излагает тему, имеющую сложную структуру и грамотно использует вспомогательные средства,
-определяет жанр и структуру письменного документа(из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом
-представляет результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы
-создает письменный документ, содержащий аргу- ментацию за и /или против предъявленной для обсуждения позиции
-определяет цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности
Публичное
выступление -соблюдает нормы публичной речи и регламент,
-готовит план выступления на основе заданных цели, целевой аудитории и жанра выступления,

-работает с вопросами,
заданными на уточнение и понимание -определяет содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией
-использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления
-использует невербальные средства или наглядные материалы
-работает с вопросами,
заданными в развитие темы -самостоятельно определяет цель и целевую аудиторию для коммуникации на основе цели деятельности
-применяет в своей речи логические или риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией
-самостоятельно готовит адекватные коммуникации- ной задаче наглядные материалы и грамотно использует их
--работает с вопросами на дискредитацию позиции
Диалог -воспринимает основное содержание фактической/ оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии
(группа),определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам,
-начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами, отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога --воспринимает требуемое содержание фактической/ оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии
(группа),извлекая необходимую фактическую информацию
(имена ,время, место действия), определяя основные факты и события, их последовательность
-высказывает мнение(суждение) и запрашивает мнение партнера в рамках диалога -полностью воспринимает содержание фактической/ оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа),определяя основную тему сообщения, звучавшие предположения, аргументы, доказательства, выводы

-устраняет разрывы в коммуникации в рамках диалога
Продуктивная
групповая
коммуникация -ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения,

-ученики дают ответ
(выполняют действие)в соответствии с заданием для групповой работы,
-ученики разъяснили свою идею,предлагая её, или аргументировали своё отношение к идеям других членов группы -ученики самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соот
-ветствии с поставленной перед группой задачей
-ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают /фиксируют решение в конце работы
-ученики задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга -ученики используют приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик или резюмируют причины , по которым группа не смогла добиться результата
- ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают / фиксируют промежуточные результаты
-ученики называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы

Под стандартными продуктами письменной коммуникации следует понимать те письменные документы, которые учащийся данного возраста применяет в режиме реального, а не учебного общения(открытка-поздравление, открытка-приглашение, письмо другу и т.д.), созданию(написанию) которых он был обучен посредством предъявления образцов.
Информация –содержание текстового, звукового, визуального источника, которое должен понять учащийся в процессе выполнения задания. Различают фактическую(состоящую из фактов ) и оценочную(описывающую отношение к приведенным событиям, фактам, явлениям) информацию.

Компоненты КК уч Содержат. характер-ки КК уч-ся Функции КК
Мотивационно-ценностный компонент Потребность в
расширении контактов
Контактная
Толерантное отношениек партнеру по общению
Смыслопорождающая
Операциональный компонент Умение самоуправления деятельностью и общением
Регулятивная
Коммуникативно-рефлексивные умения
Рефлексивная
Когнитивный компонент

Языковая,межкультурная компетенции
Информационная
Социальная компетенция
Интерактивная

Критерии оценки ожидаемых результатов
Результаты.
Ученики должны овладеть следующими общими навыками и умениями:
Речевая деятельность и работа с информацией(1 ступень)
 Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками;
 правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя;
 определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении;
 построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу);
 участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).
 Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…»;
 Элементарное обоснование высказанного суждения.
 Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
 поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
 представление материала в табличном виде;
 упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Информационно-коммуникативная деятельность(2-3ступень)
 Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
 Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

 Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
 Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
 Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста;
 Владение монологической и диалогической речью; Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
 умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
 создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
 составление плана, тезисов, конспекта;
 приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
 отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
 Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);
 выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения
 Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Диагностический инструментарий
методы: анализ учебно-программной документации; эмпирические методы - социолого-педагогические измерения (наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение результатов деятельности учащихся и документации); моделирование коммуникативных ситуаций; статистические методы обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования, обобщение личного педагогического опыта в школе

Методическая тема:
«Формирование коммуникативной компетентности учащихся»

Цель: Создание условий в образовательном пространстве школы, необходимых для формирования информационно – коммуникативной компетенции, способствующей обеспечению качества образования.

Задачи:
1.Теоретическое осмысление проблемы формирования информационно – коммуникативной компетентности и оснований для изменения собственной деятельности педагогами образовательных учреждений.
2. Подбор педагогических методов и средств для реализации компетентностного подхода в соответствии с особенностями своего предмета.
3. Мониторинг деятельности учителя и результативности ученика.
 Разработать критерии уровней сформированности компетенции
 Разработать инструментарий для диагностики уровня сформированности ИКК.
4.Определить и внедрить технологии, способствующие формированию информационно – коммуникативной компетенции
5. Сформировать коммуникативную компетентность учащихся.

Этапы работы над методической темой.
1.Теоретический.:
— теоретическое изучение состояния проблемы в научной литературе, анализ имеющейся литературы по данной теме, учебно-дидактических материалов, формирование понятийного аппарата ,
Диагностический
Анализ состояния ОП (наблюдение,тестирование и др.)
-выявление направлений усиления межпредметного взаимодействия в учебном процессе.
2.Основной (деятельностный):
«Скажи мне и я забуду .Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу.» (Бенджамин Франклин )
• Актуализация (ОДИ)
• Освоение и внедрение (семинары,конфереции, работа проблемной/инициативных групп)
• Мониторинг педагогического процесса обучения (ВШК)
• внедрение разработок, учебных пособий и рекомендаций, направленных на развитие коммуникативной компетенции учащихся,
• Обмен опытом (открытые уроки, мастер – классы)
3.Итоговый:
• представление результатов,( обобщение, обработка, систематизация и оформление )
• обобщение опыта
• создание банка измерителей

1.На диагностическом этапе
- исследование уровня развития коммуникативной компетентности детей, применяются методы входной экспресс диагностики (тестирование, анкетирование).
2На информационно-мотивационном этапе
– актуализация проблемного поля учителя, рефлексирующего начало его деятельности. Результатом работы является пробуждение у учащегося интереса к особенностям своего “Я” , источникам и причинам своих практических затруднений в сфере коммуникаций.
3.На проектно-организационном этапе
-предполагается выстраивание программы развития и саморазвития учеников ,
4.На практическом этапе
– включение их в практическую деятельность
5.На обобщающем этапе-мониторинг,
-завершающим моментом работы является повторное измерение тех показателей развития коммуникативной компетентности, что и во “входной диагностике”, сравнительный анализ произошедших изменений.

Актуальность
1)Что нужно человеку 21 века?
• результативно действовать в меняющихся условиях и новых ситуациях;
• принимать самостоятельные и ответственные решения;
• конструктивно взаимодействовать с другими людьми.
2)
• Изменение социально-экономической ситуации,
• развитие рыночных отношений,
• расширение и укрепление международных связей.
• традиционная система обучения и воспитания в школе не отвечает требованиям современного общества; знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, должны теперь стать средством, обеспечивающим успешность человека в избранной им сфере деятельности.

На современном этапе развития общества в образовании происходит изменение целевых установок от знаний, умений как предпосылок результативных действий в будущем к компетентности как способности эффективно действовать в разнообразных жизненных ситуациях,т.е. человек, живущий в современном обществе, должен адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни, самостоятельно приобретать знания, необходимые для решения определенных проблем, самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие трудности и найти способы выхода из них, используя современные технологии, быть способным предлагать новые идеи, творчески мыслить. Ему необходимо научиться работать с информацией, а именно: уметь найти и отобрать необходимую информацию, проанализировать ее, сопоставить с другой информацией, обобщить ее и сделать аргументированные выводы. Для решения проблем он должен быть коммуникабельным, чтобы быть способным работать в различных социальных группах. При этом необходимо помнить, что он должен быть активным гражданином, а для этого он должен быть нравственной личностью, работать над повышением своего интеллектуального и культурного уровня.

Сущность компетентностного подхода
 Поиск и действие
ключевые слова для выражения сущности компетентностного подхода.
Основные понятия
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. . ”

Компоненты компетентности
а) готовность к проявлению компетентности (т.е. готовность к проявлению личностного свойства в деятельности, поведении человека – это мотивационный аспект);
б) владение знанием содержания компетентности (т.е. знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенций- это когнитивный аспект);
в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. опыт реализации знаний, умений- это поведенческий аспект);
г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект, его личностная значимость)
д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности(т.е. эмоционально-волевая регуляция как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия регулировать проявления компетентност

Ключевые компетентности — это те обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме; обобщенная способность к решению профессиональных и жизненных задач в той или иной области.

1)
 компетентность здоровьесбережения;
 компетентность гражданственности;
 информационно-технологическая компетентность;
 профессиональная компетентность;
 коммуникативная компетентность;
 компетентность самосовершенствования;

2) Все компетентности социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они и проявляются в этом социуме;
Социальные (в узком смысле слова) компетентности характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми.
Ключевые социальные компетентности:
 компетентность здоровьесбережения как основу бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека;
 компетентность гражданственности как основу социальной, общественной сущности человека как члена социальной общности, государства;
 информационно-технологическая компетентность как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде;
 компетентность социального взаимодействия как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия;
(компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;)
 компетентность общения как способность адекватного ситуациям взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии на родном и неродных языках.
(компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение;
-деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.)

Информационно-коммуникативная компетенция
 обеспечивает навыки деятельности с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире
 включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
 Знание источников информации
 Умение пользоваться источниками информации
 Умение преобразовывать информацию
 Создавать собственные информационные продукты
 Умение взаимодействовать с людьми
 Выполнять различные социальные роли
 Владение устной и письменной речью
 Критическое отношение к социальной информации
 Готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала

Основные характеристики компетенции.
• Умение сотрудничать
• Умение участвовать в работе команды
• Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию
• Умение обмениваться информацией, преобразовывать и сохранять её
• Умение создавать информацию.

Методы,ориентированные на устную коммуникацию

 Все формы учебного диалога
 Доклады и сообщения
 Ролевые и деловые игры
 Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведение опросов
 Обсуждение, дискуссия, диспут
 Выступления в качестве ведущих на мероприятиях

Методы,ориентированные на письменную коммуникацию

 Подготовка заметок и статей в СМИ
 Телекоммункационные тексты, сообщения
 Участие в конкурсах сочинений

Цель 1этапа: Подготовка педагогов к реализации компетентностного подхода
Задачи:
1. Перестройка взгляда педагогов на цель образования;
2. Знакомство с ключевыми компетентностями;
3. Анализ имеющейся учебно – методической литературы и дидактической базы с позиций компетентностного подхода.
Направления деятельности:

 глубокий анализ потенциала педколлектива
 Проведение педсоветов
 Обсуждение техники внедрения технологий на МО,
 Изучение источников обучения педагогов (курсы,)
 Создание плана обучения педагогов (создание педагогических мастерских, курсы)
 Привлечение научного консультанта (по возможности)
 Разработка стимулирования педагогов за усвоение и применение ИКТ
 Осознание :каких результатов хотим достигнуть

План работы

I Вводный семинар с целью погружения в проблему.
Серия теоретических семинаров с целью выработки единой стратегии развития.
(Через работу МО, творческих групп,в деятельностном режиме)
Создание творческой группы по разработке системы мониторинга (с участием учителей всех ступеней школы)
Обучение учителей технологии критического мышления и др.
Корректировка учебных планов, программ.
Коррекция планов воспитательной работы.
Модернизация управляющей системы школы
I I

1 Организационно -деятельностная игра «Компетентностей подход»
2 Серия методических совещаний
 «Знакомство с основными понятиями»;
 Дидактические принципы в современной трактовке»;
 «Ключевые компетенции»
3 МО «Работа со стандартами, учебниками, корректировка тематического планирования»
4 Работа инициативных групп по формированию ключевых компетентностей
 Информационная
 Коммуникативная компетентности

5 Обучение на курсах вне школы
6  Провести теоретический семинар по компетентностному подходу в образовании для всего педагогического коллектива.
 Провести теоретический семинар «коммуникативная компетентность и способы ее формирования».







2этап.
Цель: Создание условий, д

Категория: Мои статьи | Добавил: Degtyareva (11.01.2009) | Автор: Дегтерева
Просмотров: 24909 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 4.5/15 |
Всего комментариев: 131 2 »
13 nenedgelS  
0
Нужна была помощь адвоката и я долго искал юридический центр в Московской области! Спустя время с трудом обнаружил на http://www.consalt-centr.ru - юридический центр в городе Москва
. посмотрел их портал и решился заказать предлагаемую услугу. После чего юридическая информация дала о себе знать и я в результате решил свои личные проблемы. Теперь советую каждому московский юридический центр консалт.

12 Inentyfreesty  
0
http://remont-i-ceny.ru - .

11 Reenpreld  
0
Оторвался сегодня я по полной! Вот в yahoo обнаружил информацию http://rentrealtycrimea.com/dlitelno/page/3/ - сдам квартиру в Симферополе Украина
и обрадовался. Кстати забыл с Вами поприветствоваться! В общем сдам квартиры в Симферополе
,я зачитал и оперативно раздуплился, что проживание классная вещь – раз имеются такие квартиры. Поэтому каждому рекомендую веб-сайт http://rentrealtycrimea.com с апартаментами в центре Крыма.

10 Inentyfreesty  
0
I apologise, but, in my opinion, you commit an error. I suggest it to discuss. Write to me in PM.http://premiumlawyer.ru - .

9 Inentyfreesty  
0
Charming topichttp://oblastistroitelstva.ru - .

8 Deenlouccew  
0
Нашёл странное объявление и оболдел! Вот в таком виде его я нашёл: предлагаю снять 4 комнатную квартирку в жк http://posutochno.donetsk.ua - Донецка
Одесса Украина. Рядом: ресторан Бабочка , пляж из Олька, стоянка для авто и супер маркет. Недвижимость со свежим дорогим ремонтом , Германской мебелью и Харьковской электротехникой .

7 avtoexperts  
0
Для того чтобы получить ответы на интересующие вопросы зайдите на наш сайт http://expert-mo.com/

автоэксперт жаворонки
независимая оценка хотьково
независимая экспертиза икша
независимая оценка истра
независимая экспертиза автомобилей крекшино
оценщик дмитров
автоэкспертиза кубинка
оценка авто подольск
независимая экспертиза автомобилей дедовск
авто экспертиза рогачево

6 Mydayadjuctic  
0
malibu strings index1
delete plz

5 almoveemorder  
0
acne accutane
accutane online
accutane acne medicine
atlanta accutane side effects
acne vulgaris treatment
accutane and side effects
accutane long time side effects
accutane before and after pictures
scalp acne
http://onlyclearskin.com/buy_benzac_en-us.html

4 almoveemorder  
0
natural acne treatment
azelex canada
how can i order accutane online
accutane message board
accutane and diet
accutane side effects mental health
roche accutane
connecticut accutane attorneys
accutane wikipedia
acne accutane

1-10 11-13
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]