Четверг, 23.11.2017, 03:02
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [6]
Форма входа
Поиск
полезные ссылки
Статистика
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад по теме: "Компетентностный подход"
Компетентностный подход.

Сейчас разрабатываются стандарты второго поколения. И если ранее в основу стандарта закладывался предметоориентированной подход, то сейчас делаются попытки создать стандарт на основе личностноориентированного подхода (будут входить деятельностно-практическая и культурологическая составляющая). Задачей становиться развитие личности, а не только запоминание информации по предмету. Т. образом в основу ляжет компетентностный подход, при этом необходимо сохранить традиционную фундаментальность и универсальность.
Мне бы хотелось, чтоб у вас, к концу доклада сформировалось комплексное понятие компетентностного подхода во взаимосвязи со стандартами обучения.
Новые стандарты - это принципиальный взгляд на то, каким мы хотим видеть будущего ученика. Работа по создание стандартов будет длительной. Но в результате планируется создать стандарт адекватный середине 21 века. Сейчас афишируются макеты стандартов, в которых определенно прослеживается тенденция интеграции предметов, компетентностного подхода, профильного обучения, вводиться обязательная внеклассной деятельности до 10 часов в неделю. С сентября 2009 года по новым стандартам мы еще учить не будем, т.к. после утверждения внедрять их будут не ранее, чем через год. Стандарт – должен обеспечивать хорошее образование (ключ к успеху).

Что для вас значит «хорошее образование»?

Хорошее образование (и упоминание компетенций тут не главное)- это не набор сведений для получения хороших оценок на экзамене. Хорошее образование – это то, которое обеспечит успех в будущем, в реальной, настоящей жизни (образование которое учит самообразовываться и применять знания самостоятельно всю жизнь).

Что можно сказать о нашем российском образовании?
Не для кого это не секрет, что Российская школа дает хороший набор теоретических знаний, но испытывает значительные трудности в деятельности. Если обратиться к результатам PISA - именно это международное исследование вызвало много дискуссий и инициатив по реформированию образования, то в 2006г. :
• по естественно- научной грамотности уч-ся 15- летнего возраста Россия занимает 33-38 место из 57 стран- участниц;
• по математической грамотности 32-36 место;
• по грамотности чтения и ли читательской компетенции- 37- 40 место.
Т.О. по всем главным направлениям функциональной грамотности российские учащиеся значительно отстают от своих сверстников из большинства развитых стран.

Проблемы:

1. особенности учебного процесса российской школы ориентированны на передачу теоретических знаний, а не на освоение способов деятельности;
2. образовательные стандарты, в которых приоритет отдается освоению предметного содержания;
3. сложившееся понимание базового уровня образования «три»- если школьник может воспроизвести простые знания (факты определения, формулы), выполнив задание с выбором ответа. От ученика не требуется самостоятельно решать и высказываться по какой- либо проблеме.

По выводам международного отчета, Россия относиться к странам с низким качеством образования, но с достаточным уровнем равенства возможностей. Например, если для оценки качества образования мы возьмем результаты российских учащихся начальной школы по чтению в международном исследовании PIRLS-2006 (первое место среди 37 стран). TIMS-1995 2-3 место- по изучению углубленного курса математики и физики. Все зависит от того, что понимают под качеством образования, чем его измерять и по отношению к чему.
Нам важно понять, что измерители PISA- это продукт не специалистов- предметников, а согласованное видение экспертами большинства стран мира того, что должен знать и уметь современный выпускник школы для эффективного функционирования в обществе.

Если ранее в стандартах нормировались и регулировались общие цели содержания учебных предметов (регулировался «вход»)

Нормирование содержания образования.
Чему учить ученика?

Организация учебного процесса.
Как учить ученика?

В новых стандартах планируется регулирование «выхода» системы
Определение результатов в виде компетенций
Для чего учиться ученику?

Организация учебного процесса
Как научить ученика учиться?

Результаты образования:
Приобретенные учениками компетенции

В международной образовательной практике регулирование системы образования на основе показателей «выхода» реализуется через МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ.
Должен выйти глоссарий, тогда понятия будут иметь единый смысл на всей территории России.

Необходимо отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность».

 Компетентность – успешное выполнение какой- либо деятельности при использовании внутренних (имеющихся знаний) и внешних (Интернет, книги, др. человек и т.д.) ресурсов.

Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. КОМПЕТЕНЦИЯ – это то, на что претендуют, или то, что назначается, как должное быть достигнутым. (Некий образец)
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетентностный подход в образовании.
Содержание понятия компетентность не только шире, чем просто ЗУНы, но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и опреционной (как делать?) составляющих в компетентность сегодня включают мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы.

Компетентность ученика предполагает проявление по отношению к компетенции целого спектра его личностных качеств. Компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть целый веер – от смысловых и связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная компетенция), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни).

(Например - коммуникативная компетентность, аспект диалог: -на 1-й ступени подразумевает умение начать и закончить разговор в соответствии с нормами, отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью диалога;
- на 2-й высказывать мнение и запрашивать мнение собеседника в рамках диалога;
- на 3-й ступени устранять разрывы в коммуникации).

Мы называем компетенции метапредметными или «допредметные», имея в виду то, что они носят общий характер, выходят за рамки отдельных учебных предметов и лишь в ходе разработки проектов обучения какому-либо из этих предметов конкретизируются в программе и в учебном материале.

Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике.
Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», « раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения».

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

 являются ключом, основанием для других, более конкретных и предметно- ориентированных;
 позволяет человеку быть успешным в любой сфере деятельности, в том числе и личной жизни;
 позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях (т.е. справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств).

Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций:

1. Изучать
2. Искать
3. Думать
4. Сотрудничать
5. Приниматься за дело
6. Адаптироваться

Ключевые компетенции отечественного образования (по А.В. Хуторскому)

Для России тенденции европейского образования никогда не были безразличны. При этом не сдает позиции концепция «своего», на других непохожего, пути, который обосновывается спецификой отечественных традиций. Перечень ключевых компетенций, который приводиться ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

- Ценностно-смысловые компетенции (данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности; от них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом).
- Общекультурные компетенции ( обеспечивают духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; владение эффективными способами организации свободного времени и др.)
- Учебно-познавательные компетенции (организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; овладение креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях и др.)
- Информационные компетенции (владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача)
- Коммуникативные компетенции (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.)
- Социально-трудовые компетенции (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи; умения анализировать ситуацию на рынке труда и др.).
- Компетенции личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; деятельность в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения; забота о собственном здоровье и др.).

Перечень ключевых компетенций здесь дан в самом общем виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям.

Иерархия компетенций.

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции (межпредметные) – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Общепредметное содержание- модель содержания- на пути целей общего образования, которое затем будет конкретизироваться в учебных предметах. Общепредметное содержание должно проходить через все учебные предметы и призвано объединять их в единое целостное содержание.

Общепредметное содержание:
- должно находить общее отражение для каждой возрастной ступени;
- конкретное воплощение в каждом учебном предмете в форме, тождественной его целям и содержанию.
С помощью общепредметного содержания учебные предметы объединяются в единое, целостное содержание. Элементы общепредметного содержания определяют систематизирующую основу общего образования, как по вертикали отдельных ступеней обучения, так и на уровне горизонтальных межпредметных связей.

ПРИМЕР: Ключевые образовательные компетенции конкретизируются всякий раз на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Например, ключевые учебно-познавательные компетенции находят свое воплощение в общепредметной рефлексивной компетенции, а затем в такой предметной компетенции по истории, как способность выделять в любом историческом событии борьбу интересов различных сторон.
Технология конструирования компетенций

Для того чтобы выстраивать содержание ключевых, общепредметных и предметных компетенций в дидактике и методиках, необходима специальная технология их конструирования.

1) поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете;

2) построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»;

3) проектирование общепредметных образовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения;

4) проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.

Компетентностный подход в чистом виде сейчас применить не реально (м.б. в экспериментальных условиях), и дело не только в педагогах и освоении пед. технологий, но и в стандартах, КИМах и т.д. Поэтому это дело не отдельно взятого педагога, а группы разработчиков стандартов, в которые входят и педагоги и ученые. С другой стороны элементы компетентностного подхода творчески работающие педагоги района применяли в своей деятельности, хотя еще не была выстроена система развития компетентностей. Педагогам нужно иметь критическое мышление и делать выборки из множества материалов применять действительно то нужное, которое улучшит качество образования.

Литература:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- Правительство Российской Федерации.
2. КраевскийВ.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное содержание в образовательных стандартах.
3. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы» Док. DECS/ SC (96) 43- Берн, 1996. и др.

Категория: Мои статьи | Добавил: Degtyareva (11.01.2009) | Автор: Доклад по теме: "Компетентностный п
Просмотров: 4688 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]