Доклад «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 год». Большесосновский муниципальный район. 1. Общие показатели муниципальной системы образования. Система образования Большесосновского муниципального района в 2010 году включает в себя 16 образовательных учреждений: 1 дошкольное учреждение, 6 основных школ (из них 5 ООШ со структурными подразделениями - детский сад), 7 средних школ со структурными подразделениями - детский сад и 4 структурными подразделениями начальная школа - детский сад, 2 учреждения дополнительного образования: МОУ ДОД ЦТЮ «Полет»" и МОУ ДОД ДЮЦ «Олимп». В общеобразовательных школах обучаются 1707 учащихся (в том числе в специальных коррекционных классах VIII вида 53 ученика), учреждения дошкольного образования посещают 485 человек, что составляет 49%. Дополнительное образование получают 1279 человек, что составляет 75 % от числа всех воспитанников и учащихся от 5 до 18 лет. Расходы на образование в бюджете Большесосновского муниципального района составили в 2010 году 102075,4 тыс. руб., доля внебюджетных средств составила 7,4 % от общих затрат. При этом текущие подушевые расходы районного бюджета на одного ученика в год составляют за 2010г. 7013 рублей. Система общего образования района всё еще находится под влиянием демографического спада, с 2006 по 2010 годы общее количество учащихся в дневных общеобразовательных школах в районе уменьшилось на 9,8 %. В целях создания безопасных условий в образовательных учреждениях и выполнения лицензионных требований в рамках проекта «Новая школа» на капитальный ремонт образовательных учреждений было израсходовано более 28 миллионов рублей, в том числе из местного бюджета 25%. В целях обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений: - в 100% школ установлена автоматическая пожарная сигнализация (АПС); - в 2-х учреждениях образования установлены кнопки тревожной сигнализации. Для обеспечения доступности качественного образования организован подвоз детей в пять школ района, функционирует 1 интернат. К основным преимуществам системы образования Большесосновского муниципального района относятся: -финансовая и хозяйственная самостоятельность всех образовательных учреждений; - развитие информатизации системы образования, что позволяет перейти к системным изменениям в содержании образования, внедрению современных технологий обучения, в т.ч. дистанционных, и является важным условием уменьшения диспропорции в получении качественного образования сельским населением. Финансирование ОУ происходит по нормативно - подушевому принципу. Постановлением Главы администрации района утверждена Методика расчета стоимости бюджетных услуг (№802 от 23.12.2008г) и норматив подушевого финансирования образовательных учреждений(№699 от 30.10.2008г.) 2. Переход на новые образовательные стандарты. 2010-2011 учебный год является решающим этапом подготовки к внедрению ФГОС второго поколения в начальной школе. В общеобразовательных учреждениях количество первых классов на 1 сентября 2011 года составит – 16, т.е. 16 учителей начальных классов приступят к работе по новым стандартам образования, которые в следующем учебном году перейдут на ФГОС НОО. С целью повышения методической компетентности педагогов выстроена система повышения квалификации на всех уровнях. Часть педагогов приняли участие в межрайонной конференции в г. Оханске, 8 педагогов прошли курсы повышения квалификации по ФГОС НОО. На уровне муниципалитета издан приказ начальника управления образованием администрации Большесосновского муниципального района № 189 от 03.11.2010г. « Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». План мероприятий предусматривает следующую работу по данному направлению: - разработка и утверждение муниципального плана-графика введения ФГОС НОО; - участие в разработке на основе ФГОС примерной основной образовательной программы НОО в части учета региональных, национальных, этнокультурных особенностей; - оказание методической помощи руководителям ОУ по внесению изменений в нормативные акты ОУ; - обеспечение поэтапного повышения квалификации всех учителей начальных классов и членов администрации ОУ по вопросам ФГОС НОО; - организация и проведение конференций, семинаров, круглых столов по проблемам введения ФГОС НОО; - обеспечение участия методистов управления образованием, педагогов и руководителей ОУ в мероприятиях межмуниципального, регионального уровня по сопровождению введения ФГОС НОО; - формирование муниципального бюджета с учетом нормативов, обеспечивающих реализацию ФГОС НОО; - формирование образовательной среды, отвечающей требованиям ФГОС; -обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса по подготовке и введению ФГОС НОО; -создание рабочей группы по подготовке к введению ФГОС начального общего образования; -проведение диагностики готовности общеобразовательных учреждений района к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; -информирование общественности о ходе и результатах введения ФГОС НОО с использованием интернет - ресурсов, средств массовой информации. 3. Система поддержки талантливых детей. Развитие способностей учащихся, работа с одаренными детьми в школах района строится через углубленное изучение предметов, систему спецкурсов, факультативов, элективных курсов, индивидуальные занятия, совместное продуктивное взаимодействие учителя и ученика на уроках, организацию дополнительного образования. Реализуя программу «Одаренные дети» на муниципальном уровне были проведены: различные интеллектуальные и предметные тестовые игры (от краевого до международного уровня); организовано участие в Молодежном кубке мира, Открытом кубке России по игре «Что? Где? Когда?»; организовано участие в краевых конкурсах по информатике, краеведению, истории, лесоведению; в работе краевых заочных школ для одаренных детей при КЦХТУ «Росток», отделение «Театр». В 2010 году приняло участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников 21% уч-ся района, на очный тур регионального этапа олимпиады было допущено 4% школьников, принявших участие в муниципальном этапе. Наибольший интерес при участии в муниципальном этапе вызвали следующие предметы: математика, биология, география, физика. По итогам 2010 учебного года 14 выпускников получили медали: 3-золотые, 11 серебряных. Трое выпускников 2010г. получают дополнительную стипендию Губернатора в размере 5000 рублей. С целью повышения интереса учащихся к физике, популяризации науки в районе проходит районный «День Физики». Для выявления на территории района учащихся, способных показать высокий уровень мастерства при использовании графических пакетов проводился дистанционный конкурс “Художник 21 века”. С целью активизации познавательного интереса школьников в области информатики и информационных технологий проведен районный дистанционный конкурс “ТРИЗФОРМАТИКА 2010”. Организуются олимпиады и НОУ учащихся основных и средних школ, конкурс «Любознайка». На краевом уровне 1 ученик МОУ «Большесосновская СОШ» занял 2 место в конкурсе «Любознайка». Значительную роль в творческом развитии детей, поиске и поддержке талантливых детей играют учреждения дополнительного образования, в которых занимается 75% детей от общего количества учащихся района. Центры дополнительного образования района организуют и принимают участие в мероприятиях от муниципального до Всероссийского и международного уровней (100 % обучающихся детских объединений стали лауреатами, дипломантами, призерами, а также участниками мероприятий различных уровней). 4. Совершенствование учительского корпуса. Качественное образование способны обеспечить только высококвалифицированные, компетентные кадры. Образовательный ценз учителей района достаточно высокий: 65,3% имеют высшее образование, среднее специальное образование имеют 32,6% педагогов. У 73,1% учителей первая и высшая категории. Из 239 учителей района имеют стаж работы до 5 лет - 5% , до 10лет – 7% , до 20 лет – 31% , свыше 20 лет - 59%. Первостепенной задачей образовательных учреждений является повышение заработной платы учителей до уровня средней заработной платы в отраслях экономики, повышение престижа учителя через участие в профессиональных конкурсах и приобретение жилья для работников образования. Главным фактором успешности обучения ученика является непрерывное повышение уровня квалификации педагога. В 2010 году обучение, переподготовку и повышение квалификации прошло 40 % педагогов и руководителей ОУ; были организованы более 25 выездных семинаров в школы района и другие районы Пермского края, выезд педагогов на 3 межтерриториальные конференции в г. Оханск, г. Очер и г. Краснокамск, на которых был представлен педагогический опыт работы района. Учителя 2 школ приняли участие в работе краевой конференции, проводимой Высшей школой экономики, на тему «Мониторинг компетентностно-ориетированного образования». Педагоги района активно транслируют свой опыт в СМИ, методических сборниках, на сайтах различного уровня, в 2010 учебном году опубликовано более 37 работ. Улучшение кадрового состава, а значит и качества преподавания, невозможно без повышения социального статуса преподавателей. Важную роль в этом сыграло введение в школах новой системы оплаты труда. В течение 2010 года средняя заработная плата учителей выросла на 30% (по сравнению с 2009 годом). С целью повышения материального и морального стимулирования труда педагогов в районе принято новое Положение «Об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Большесосновского муниципального района», утвержденное Постановлением Главы администрации района №748 от 24.12.2010г. С целью повышения социального статуса педагогических работников, активизации творческого потенциала учителя, создания условий для повышения профессионализма, в районе ежегодно проводится муниципальный этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года», в котором в 2010 г. приняли участие 13 педагогов из 6 образовательных учреждений; был проведен муниципальный этап конкурса интегрированных уроков «Урок +», в котором приняли участие 14 педагогов, 5 победителей приняли участие в региональном туре конкурса и получили сертификаты участников регионального уровня. Ежегодно педагоги района участвуют в ПНП «Образование», в районе активно транслируют свой опыт 8 педагогов победителей ПНПО. В 2010 году победителем конкурса на краевом уровне стала Сальникова Е.Г. учитель МОУ Большесосновская СОШ. В целях совершенствования работы по освоению новых педагогических систем и технологий, распространение инновационного опыта в районной образовательной системе работают 15 методических объединений, 2 мастер – класса, 1 проблемная группа «Компетентностный подход - новая парадигма образования». Ежегодно около 17 % педагогов отмечаются наградами различного уровня. В 2010 году по результатам работы представлены к награждению отраслевыми знаками отличия 3 человека, краевыми -8 человек, районными -27 человек. В рамках реализации Закона Пермского края от 08.12.06г. № 30-кз «Об обеспечении работников учреждений бюджетной сферы Пермского края путёвками на санаторно-курортное лечение и оздоровление» 14 педагогов образовательных учреждений района в 2010г. отдохнуло в санаториях-профилакториях Пермского края. 5. Изменение школьной инфраструктуры. Развитие сети образовательных учреждений происходит в соответствии с программой, утвержденной главой района, в соответствии с которой реорганизовано путем присоединения 4 образовательных учреждения. Благодаря участию в приоритетных проектах и целевым поставкам удалось значительно обновить материальную базу образовательных учреждений, что дает возможность получать детям более качественное образование: все школы обеспечены современным интерактивным оборудованием, 5 средних школ оснащены мобильными компьютерными классами, современными кабинетами физики, химии, биологии, микролабораториями. Все образовательные учреждения находятся на финансово-хозяйственной самостоятельности. Сеть образовательных учреждений Большесосновского района представляет систему образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и обеспечивает доступность и качество общего образования, с учетом основных аспектов функционирования муниципального района и его стратегического развития. Существенной проблемой является удаленность некоторых школ от районного центра и друг от друга, что создает трудность в подвозе учащихся и оптимизации сети. Основное направление расходов средств местного бюджета – создание условий для обеспечения доступности и качества дошкольного, общего, дополнительного образования. На лицензирование образовательных учреждений в 2010 году израсходовано 28,4 млн. рублей. Активные меры по модернизации зданий и укреплению материально-технической базы, в том числе в рамках КПМО, позволили увеличить долю школьников, обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающим современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, на 6%. Выделенный объем финансовых средств позволит пройти лицензирование в 2010 году всем ОУ. Внедряются современные финансовые механизмы, обеспечивающие эффективность расходования бюджетных средств: аутсорсинг, энергосберегающие технологии. По данному направлению проводится организационная работа по подготовке образовательных учреждений к переходу на современные финансовые механизмы и технологии. Разработана районная программа по энергосбережению. 6. Сохранение и укрепление здоровья школьников. Образовательные учреждения района находятся в населенных пунктах с хорошей экологической обстановкой, природными условиями, способствующими сохранению и дальнейшему формированию здоровья. Проблема сохранения жизни и здоровья учащихся, обеспечение их безопасности – наиважнейшая задача каждого ОУ. Большое внимание уделяется качественной организации горячего питания, медицинского обслуживания и двигательной активности школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Все образовательные учреждения закреплены за медицинскими учреждениями и получают основные виды медицинского обслуживания и помощи. В учреждениях образования района в 2010 учебном году продолжали реализовываться собственные программы сохранения и укрепления здоровья школьников. С целью формирования и воспитания у детей потребности и навыков здорового образа жизни проводилась просветительская работа среди ребят. Много внимания уделялось двигательной активности детей через физкультминутки, уроки физкультуры, соревнования, Дни Здоровья. Внедрен и выполняется основной базисный учебный план с соблюдением требований САНПиНа. Введен 3-й час физической культуры за счет школьного компонента. В 100% школ дети получают двухразовое горячее питание в школьных столовых. Обязательные уроки и внеурочные занятия ведут преподаватели физической культуры, из них около 50% имеют первую и высшую квалификационные категории. Всю методическую работу процесса физического воспитания организует районное методическое объединение, в рамках которого проводятся тематические семинары, соревнования районного уровня. Разработаны и внедряются в практику рекомендации по совершенствованию процесса физического воспитания школьников, разработано более 20 программ физического воспитания школьного уровня. В основном, все вышеперечисленные аспекты физического воспитания в работе школ района имеют место и способствуют решению задач физического воспитания учащихся. Проводиться ежегодный мониторинг здоровья учащихся. Результаты мониторинга здоровья учащихся 9 и 11 классов: В 9 классов из 151 ученика обследовано 99,3%. - отличных показателей – 4,9%; - хороших – 45,5%; - средних – 46,2%; - слабых – 3,5%. В 11 классов из 94 учащихся обследовалось 85 чел. (99%) - отличных показателей – 9,5%; - хороших – 63%; - средних – 27%; - слабых – нет. В 11-х классах почти 30% выпускников имеют средний уровень здоровья. По результатам ежегодного мониторинга здоровья учащихся за последние 2 года в районе увеличилось число учащихся с первой группой здоровья с 1,95% до 12%; число учащихся с третьей группой с 11,7% до 17 %; число учащихся с четвертой группой уменьшилось с 1,4 до 1 %. Наиболее распространенные заболевания ОРЗ, ОРВИ, снижение остроты зрения, сколиоз. Содействие массовому укреплению и развитию здоровья учащихся школ района оказывает центр «Олимп». В течение учебного года педагогами Центра было проведено 82 спортивных и спортивно - массовых мероприятия, из них: • 34- районных; • 13 открытых зональных; • 30 краевых (9 победителей и 36 призеров); • 5 всероссийских. (5 призеров) Воспитанники центра «Олимп» регулярно входят в состав сборных команд края: в 2010 году в сборную края вошли: Пермяков Анатолий, Пустовалова Анна (Большая Соснова); Призерами краевых стартов стали: Килин Михаил, Килин Антон, Бахарев Александр- тренер Залазаев Сергей Степанович; Муравьев Михаил- тренер Складнев Геннадий Иосифович. В 2010 г. на спортивно-массовые мероприятия школьников израсходовано более 100 тыс. руб. из муниципального бюджета. Одним из направлений работы школ по укреплению здоровья детей является летнее оздоровление. В июне 2010г. было организовано 16 лагерей дневного пребывания на базах школ района, 3 разновозрастных отряда по месту жительства, военно-спортивный лагерь с круглосуточным пребыванием, в которых было оздоровлено 868 детей (45%), что на 11 % выше по сравнению с прошлым годом. На региональные средства получили санаторно- курортное лечение 38 детей с 3-й группой здоровья. На летнее оздоровление в 2010г. было выделено 1млн.660тыс.400 рублей из средств субвенции краевого бюджета (на 1 млн. больше по сравнению с прошлым годом), 796 тыс.130 рублей из местного бюджета (на 96 тысяч больше по сравнению с прошлым годом). Организованными формами оздоровления и занятости было охвачено 1846 детей (96%), из них побывали в загородных оздоровительных лагерях – 95 детей; трудоустроено – 163 ребенка. 7. Проблемы и перспективы развития системы образования Большесосновского муниципального района. - проблема обеспечения детей местами в детских дошкольных учреждениях районного центра, - увеличение наполняемости классов в школах; - материально-техническое оснащение школ не в соответствии с современными требованиями к условиям осуществления качественного образовательного процесса; - старение педагогических кадров, отток квалифицированных кадров в иные сферы деятельности; - улучшение результатов ЕГЭ по русскому языку и математике; - Развитие системы поддержки одаренных детей Перечисленные проблемы найдут отражение в новой районной «Программе развития системы образования до 2013 года». Эффективность решения поставленных задач будет зависеть и от степени взаимодействия между различными учреждениями социальной инфраструктуры района. 8. Стратегия развития образования и новые задачи на 2010-2011 учебный год. Продолжать работу по приведению состояния образовательных учреждений в соответствие с требованиями надзорных органов Лицензирование структурных подразделений для детей дошкольного возраста и увеличение мест в ДОУ Развитие учительского потенциала Повышение результативности итоговой государственной аттестации по обязательным предметам Обеспечение перехода на ФГОС НОО Развитие системы поддержки одаренных детей
|